Персональный сайт педагога Костькиной Л.Ф.

«Ознакомление с устным народным творчеством писателей Мордовии»

 Художественная литература и устное народное творчество издавна служат важным средством воспитания детей дошкольного возраста.

  Являясь также важнейшими источниками выразительности детской речи, художественная литература и фольклор заключают в себе познавательный, нравственный и эстетический аспект.

  Мордовская детская художественная литература ( сказки, рассказы,стихотворения) открывает ребенку мир человеческих чувств и взаимоотношений, дает прекрасные образцы литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: сказки раскрывают меткость, образность и выразительность языка, юмор и живость родной речи; в рассказах дети познают лаконичность и точность слова мордовского народа, в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность мордовской речи.

  Национальная художественная литература и фольклор несут в себе черты национальных традиций, а также содержат много информации о родном крае, культуре народа, что в свою очередь побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополняя, тем самым словарный запас ребенка.

  Один из наиболее обширных разделов народного творчества и самый любимый детьми-сказки.

  У мордовского народа целая кладовая бесценных жемчужин этого жанра.

  Сказки учат детей справедливости, честности, поэтому они больше, чем другие жанры народного творчества, используются в работе с детьми дошкольного возраста.

  Знакомя детей с той или иной сказкой, важно не только доставить им радость, но и довести до их сознания главную идею произведения, научить оценивать поступки героев.

  Так, при сравнении мордовской сказки «Падчерица» с русской «Крошечка- Хаврошечка» устанавливали с детьми общее в этих сказках: падчерицы награждаются за добро, вежливость, трудолюбие, а мамины дочки наказываются за лень, грубость, жестокость.

  Особое значение имеет приобщение детей волшебным и героическим сказкам.

  Идейное содержание этих сказок- подвиги героев во имя освобождения родной земли, своего народа от зла и насилия, от врагов и чужеземных захватчиков- способствует раскрытию идей патриотизма.

  При сравнении русских и мордовских сказок обращаю внимание детей на то, что русские богатыри идут на ратные подвиги, чтобы послужить родной земле, защищать Русь от Змея Горыныча и т.д.

  Так же поступают и богатыри из мордовских сказок «Слеза-богатырь»

  В нашем детском саду мы знакомим детей с мордовскими сказками как на занятиях так и вне их. Знакомим ребят с малыми фольклорными жанрами, пословицами, загадками, считалками.

  Умело подобранные и примененные в соответствующей ситуации пословицы и поговорки оказывают влияние на нравственное воспитание детей, формируют у них чувство товарищества честность, доброту и трудолюбие, а образность и яркость народного языка способствуют развитию речи детей.

  Дети используют пословицы, загадки, поговорки на утренниках, на занятиях.

  Очень много слов и понятий дети усваивают при разучивании небольших стихотворений и песенок.

  Так при разучивании стихотворений «Тяла»- Я.Пинясова, «Катоня»- В.Жевайкина, «Мороз атя»- М.Ташкаева, «Учт аф ламос»- А.Костейкина, «Тунда»- О.Панькина, «Шякшата»- Ю.Азрапкина, «Кизоня»- А.Ежова.

Сначала рассказываю содержание стихотворения, затем начинается разучивание стихотворения.

  Когда проводили праздник, посвященный 1000- летию единения мордовского народа с народами Российского государства, детям для разучивания давали стихи мордовских поэтов «Мордовия моя»- Артур Моро, «О край мой»- И.Пиняев. Стихи Максима Бебана о Мордовии.

 Дошкольники среднего возраста лучше воспринимают потешки,песенки, народные игры.

  В старших и подготовительных группах рассказываю о том, что у каждого народа есть свои сказки: у русских – русские, у татар – татарские, у мордвов – мордовские. Таким образом, я подвожу детей к пониманию того, что каждый народ имеет свой фольклор.

  Детей я знакомлю с бытовыми сказками, сказками о животных, с волшебно – фантастическими сказками: «Ведява», «Патяй», «Вирява». «Лиса и медведь», «Благодарный медведь» (о животных). «Ежовые рукавицы», «Кому тяжелее?» (бытовые). Составитель мордовских народных сказок К.Т.Самородов.

  После прочтения сказки задаются вопросы: Что я вам прочитала? О чем эта сказка? Как она начинается(заканчивается)? Почему? Благодаря ответам на поставленные вопросы я вижу уровень понимания детьми произведения.

  В подготовительной группе для развития речевой деятельности детей на мордовском языке инсценируются сказки «Репка», «Теремок», «Колобок», «Лиса,Заяц и Петух».


1 октября 2016 в 19:56