Персональный сайт педагога Костькиной Л.Ф.

План работы кружка «Бабушкин сундучок»

 Принят: Утвержден:

на педагогическом совете Приказ № __ от _______  2015 г.  протокол № 1 от 28.08.2015г. Заведующий МБДОУ«Центр  развития ребенка-  детский сад «Росинка» _____________________/ С.А. Гусарова/

 

 

План работы

кружка

«Бабушкин сундучок»

в МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Росинка»

 на 2015-2016 учебный год

(старшая группа)

 

 

Руководители: Костькина Л.Ф.

Нижегородцева А.А.

 

 

 

 

 

 

г. Ковылкино, 2015 г.

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

«Центр развития ребенка-

Детский сад «Росинка»

---------------------/ С.А. Гусарова/

 

График работы кружка

«Бабушкин сундучок»

в МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад  «Росинка»

на 2015-2016 учебный год

(старшая группа)

День недели

Время работы

Количество детей

Возраст детей

Руководитель

Четверг

15.40-16.05

 

10 человек

(1-я подгруппа)

 

5-6 лет

Костькина Л.Ф.

 

Пятница

15.40-16.05

 

10 человек

(2-я подгруппа)

5-6 лет

Нижегородцева А.А.

 

 

Список детей кружка «Бабушкин сундучок»

старшей  группы №4

на 2015-2016 учебный год

(1-я подгруппа)

 Руководитель – Костькина Лариса Федоровна

 

1.Алиева Ася

2.Бобылев Дима

3.Гулягин Саша

4.Горчаков Рома

5.Илясов Влад

6.Мартышина Аня

7.Подвалкова Ангелина

8. Рачкова Маргарита

9.Чекашкина Таня

10. Хвастунова Соня

(2-я подгруппа)

 Руководитель – Нижегородцева Альбина Александровна

1.Глазкова Таня

2.Глухов Рома

3.Зайцев Андрей

4.Илькаева Варя

5.Оськина Даша

6.Пантелеева Лера

7.Семенова Соня

8.Тюрькина Лера

9.Чекашкин Федя

10.Шишкаева Настя

I. Пояснительная записка.

Мордовское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и современной формой. Оно постоянно изучается и к нему постоянно обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Использование произведений устного народного творчества позволяет успешно осуществлять эстетическое и нравственное воспитание ребёнка.

Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаешь смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и интересовало мордовских людей, чем они занимались, как трудились, о чём мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времён, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам поможет фольклор: ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского и мордовского народов, их мысли, чувства переживания.

Цель программы:формирование общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста на основе приобщения к культурному наследию русского и мордовского народов.

Задачи программы.

1. Формирование этнокультурного  менталитета у детей дошкольного возраста на лучших традициях национальной культуры.

2. Развитие познавательного интереса, любознательности, эмоционально-художественной отзывчивости к культурному наследию русского и  мордовского народов.

3. Побуждение детей к творческой самореализации в повседневной жизни в процессе приобщения к культурному наследию русского и  мордовского народов.

В своей работе мы опираемся на следующие научные принципы:

- принцип развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка.Развивающий характер обучения  реализуется через деятель­ность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

  - соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;

 - обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

Художественная литература и устное народное творчество издавна служит важным средством воспитания детей дошкольного возраста.

Мордовская художественная литература и фольклор несут в себе черты национальных традиций, а также содержат много информации о родном крае, верованиях, культуре мордовского народа, что, в свою очередь побуждает детей наблюдать, размышлять, активно пополняя тем самым словарный запас ребёнка.

Очень важно готовить детей к восприятию фольклорного произведения. Для этого им показываю различные национальные изделия, иллюстрации национальныхкостюмов, мордовской избы; мордовский орнамент, вышивку, деревянные игрушки; экскурсии в музей. Детям рассказываю о различных мордовских праздниках, национальных традициях и обрядах, указывая на роль фольклорных произведений в них.

Дошкольный возраст – первоначальный этап освоения детьми норм бесписьменной традиции. Он характеризуется интуитивным уровнем постижения фольклора. Поэтому главная задача педагога на данном этапе состоит в том, чтобы познакомить детей с небольшим количеством мордовских народных песен различных жанров, развить образное художественное мышление и интонационно-ладовый слух.

Детям дошкольного возраста наиболее доступны для исполнения календарно-обрядовые песни-заклички, колядки, а также игровые, шуточные, хороводные песни. Произведения детского музыкального фольклора – прибаутки, потешки, пестушки больше похожи не на песни а на творческие задания-упражнения, направленные на развитие дикции, ритмического чувства, закрепление интонационно-попевочного словаря. Главная их цель – в ходе забавной игры подготовить ребёнка к познанию окружающего мира.

Мордовские подвижные игры содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции и имеют огромное значение для всестороннего и гармоничного воспитания детей дошкольного возраста.

Одним из условий успешного внедрения мордовских подвижных игр в жизнь детей дошкольного возраста является глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также умелое руководство игрой.

Педагогическая наблюдательность позволяет вдумчиво выбирать методы руководства игровой деятельности, корректировать поведение детей и своё собственное, добиваться достижения общей цели, создавать радостную доброжелательную атмосферу.

Важным аспектом воспитания ребёнка дошкольника является развитие тех качеств личности, которые определяют его отношение к родному краю, обществу. Эта задача решается во многих видах деятельности детей дошкольного возраста, в том числе и при ознакомлении с окружающим миром.

Углубляя представления об окружающем мире, детям даются элементарные сведения о республике, в которой они проживают.

Важным моментом при знакомстве с национальными особенностями края является посещение краеведческого музея.

Очень важной и плодотворной формой работы является Фольклорный праздник. Именно он создает условия, наиболее приближенные к естественному бытованию фольклора. Формы проведения праздника разнообразны: посиделки, инсценировки, концерты. Подобная форма работы интересна еще и потому, что на празднике не бываетпассивных зрителей: каждый из присутствующих вовлечен в песню, танец, игру. Важным является и подготовка к празднику, когда дети совместно с родителями украшают группу, создают костюмы, атрибуты праздника.

Занятия проводятся в игровой форме. Количество детей в группах – 10 человек. Такая группа является оптимальной для организации игровой деятельности и создания творческой атмосферы на занятиях. Занятия проходят один час в неделю.

Ожидаемые результаты:

 

Формы работы кружка:

- тематические занятия;

-беседы;

-экскурсии;

-дидактические игры;

-сюжетно-ролевые игры;

-чтение художественной литературы;

-совместные досуги детей и родителей

.

II. Содержание учебной программы

Разделы программы

Месяц

 

сен

окт

ноя

дек

янв

фев

мар

апр

май

всего

Старшая группа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. «Быт и традиции»

 

3

 

 

 

2

1

1

 

7

Раздел 2. «Народные промыслы»

 

1

 

 

 

2

 

 

 

3

Раздел 3. «Устное народное творчество»

 

 

4

3

 

 

1

1

1

10

Раздел 4. «Зимние праздники на Руси»

 

 

 

1

2

 

 

 

 

3

Раздел 5. «Весенние праздники»

 

 

 

 

 

 

2

2

1

5

Раздел 6. «Природа Мордовского края»

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2

Итого:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Перспективный план работы кружка

«Бабушкин сундучок»

на 2015-2016 учебный год

Дата проведения

Тема

Цель

1-я неделя октября

«В гости к бабушке»

Познакомить детей с жилищем русского человека, с тем как ее строили; вызвать интерес к русским традициям; воспитывать чувство ответственности, доброту.

2-я неделя октября

«В гостях у мордовского народа»

Познакомить с мордовскими обычаями и традициями. Вызвать интерес к жизни наших предков. Дать представление о Христианстве.

3-я неделя октября

«Сундучок бабушки»

Формировать интерес к русскому искусству, глиняной и деревянной игрушке; установить связь между поделками и людьми их сделавшими.

4-я неделя октября

«Осенины»

Познакомить с календарными праздниками, учить играм, хороводам в процессе исполнения песен.

1-я неделя ноября

«Детский фольклор: колыбельные песни»

Познакомить детей с колыбельными песнями, их содержанием и назначением; развивать умение исполнять русские и мордовские колыбельные песни.

2-я неделя ноября

«Русские народные инструменты»

Рассказать детям о русских народных инструментах – деревянных ложках, трещотках, бубенцах, балалайке, гармошке. Показать, как ими пользоваться. Воспитывать любовь к музыке.

3-я неделя ноября

«Русские народные игры»

Познакомить детей с русскими народными играми. Помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей.

4-я неделя ноября

«Мордовские народные игры»

Познакомить детей с мордовскими народными играми. Способствовать физическому, нравственному развитию детей. Повторять и закреплять с детьми ранее изученный лексический материал мокшанского языка.

1-я неделя декабря

«Скороговорки»

Упражнять детей в адекватном применении произведений русского народного творчества на практике; познакомить с назначением скороговорок.

2-я неделя  декабря

«Потешки и пестушки»

Познакомить детей с назначением и содержанием потешек. Разучить потешки и пестушки с детьми. Учить детей обыгрывать потешки.

3-я неделя декабря

«Прибаутки и считалки»

Познакомить детей с назначением и историей прибауток и небылиц. Разучить с детьми считалки; способствовать возникновению интонационной выразительности речи.

4-я неделя декабря

«Святки»

Рассказать историю возникновения старинного обычая. Познакомить со славлением , колядой и гаданиями.

2-я неделя января

3 –я неделя января

«Зимние праздники. Новый год. Рождество»

Познакомить  с традициями празднования зимних праздников на Руси. Рассказать о  Рождественских гуляниях.

4-я неделя января

«Зимние праздники. Золотые вечера»

Подведение итогов по зимним праздникам. Вспомнить  произведения устного народного творчества. Поиграть в знакомые игры.

1-я неделя февраля

«Народные промыслы: хохлома, жостово, гжель»

Познакомить детей с искусством хохломы, жостово, гжели. Воспитывать интерес к народному искусству.

2-я неделя февраля

«Народная игрушка»

Знакомство с особенностями создания дымковской, филимоновской игрушки, русской матрешки.

3-я неделя февраля

«Русская национальная одежда»

Познакомить детей с особенностями русской национальной одежды. Формировать интерес у детей к старинной одежде русского народа.

4-я неделя февраля

«Мордовская национальная одежда»

Познакомить детей с национальной мордовской одеждой (панар, ашкоркс, сект, петькс) Рассмотреть на них узоры, какие на них основные элементы и цвет.

1-янеделя  марта

«Масленица»

Уточнить знания детей о традициях празднования  Масленицы на Руси. Рассказать о кукле – чучеле, показать ее. Повторить масленичные заклички, игры.

2-я неделя марта

«Художественные произведения мордовских авторов»

Познакомить детей с мордовской художественной литературой (сказки, стихи). Отразить национальные особенности мировозрения, характера мордвы, ее традиции, историю быта в литературных произведениях.

3-я неделя марта

«Праздник жаворонков»

Продолжать знакомить детей с праздниками на Руси, рассказать о приметах, характеризующих этот день. Познакомить детей с назначением и содержанием закличек и приговорок.

4-я неделя марта

«Русские обеды»

Познакомить с традиционной русской едой и ее приготовлением. Познакомить детей с обычаями и нравами русского народа.

1-я неделя апреля

«Вербная неделя»

Продолжать знакомить детей с праздниками на Руси; рассказать о приметах, характеризующих этот день, историю возникновения старинного обычая.

2-я неделя апреля

«Пасха»

Уточнить знания детей о традициях празднования Пасхи на Руси; рассказать историю возникновения этого праздника, о традиционных обычаях, связанных с этим праздником.

3-я неделя апреля

«Мордовская национальная кухня»

Познакомить детей с национальной кухней мордвы; с традиционными рецептами. Учить готовить окрошку. Воспитывать бережное отношение к еде.

4-я неделя апреля

«Русские народные сказки»

Познакомить детей с разнообразием сказок. Учить понимать характер и поступки героев. Закрепить знания о жанровых особенностях сказки. Воспитывать навыки пересказа.

1 – неделя

мая

«Растения и животные Мордовии»

Познакомить с разнообразием природы мордовского края. Воспитывать доброту, чувство ответственности за все, что нас окружает.

2-я неделя

мая

«Стихи и сказки о родной природе»

Продолжать знакомить детей со стихами и сказками о родной природе. Активизировать речевую деятельность. Воспитывать любовь к природе.

3- неделя

мая

«Русские и мордовские народные песни»

Учить различать русские и мордовские песни на слух. Показать лиризм и бойкость народной песни нашего края. Учить импровизировать танцевальные движения под музыку, двигаться в хороводе.

4 – неделя

мая

«Итоговое занятие : праздничные посиделки»

Вспомнить знакомые песни, пословицы, прибаутки, загадки, сказки. Поиграть в игры по желанию детей.

 

 

IV. Требования к уровню подготовки воспитанников

 

Возраст

Воспитанник должен

Знать

Иметь представления

 

Средний дошкольный возраст

 

 

 

 

- основные праздники народного календаря;

- песни, игры поговорки, пословицы, загадки, шутки, заклички;

- мордовские народные сказки.

- детские жанры народно – песенного творчества.

- о традициях празднования народных праздников на Руси;

- календарных приметах;

- использовать элементы народной культуры в повседневной жизни.

- о видах хоровода;

- о народных промыслах на Руси.

 

 

V. Способы проверки знаний, умений и навыков

Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год – сентябрь (вводный), май (итоговый).

1. Раздел 1  - Быт и традиции

Высокий уровень:  ребенок самостоятельно без помощи взрослого рассказывает о быте, обычаях русского и мордовского народа. Умеет самостоятельно различать русский народный и мордовский народный костюмы.

Средний уровень: ребенок справляется с заданием,  допускает ошибки, но исправляет их самостоятельно.

Низкий уровень: ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

2.Раздел 2 – Народные промыслы

Высокий уровень: Ребенок самостоятельно рассказывает об особенностях создания дымковской, филимоновской игрушки и русской матрешки. Умеет различать и называть образцы хохломской, жостовской и гжельской росписи.

Средний уровень: При выполнении задания ребенок допускает ошибки, но исправляет их самостоятельно.

Низкий уровень: Ребенок различает народные промыслы только при помощи наводящих вопросов.

Раздел 3 – Устное народное творчество.

Высокий уровень: Знает произведения устного народного творчества, различает их, выразительно декламирует.

Средний уровень:Знает некоторые произведения устного народного творчества, различает их , но выразительно не рассказывает.

Низкий уровень: Затрудняется в различении произведений устного народного творчества и в выразительном их  исполнении.

Раздел 4 – Зимние праздники на Руси.

Высокий уровень: Знает основные праздники народного календаря. Рассказывает об истории возникновения  старинных обычаев и календарных приметах.

Средний уровень: Ребенок рассказывает о праздниках, но допускает ошибки и исправляет их самостоятельно.

Низкий уровень: Ребенок затрудняется с выполнением задания и отвечает только по вопросам воспитателя.

Раздел 5 – Весенние праздники.

Высокий уровень: Знает основные весенние праздники. Знает традиции их празднования. Умеет выразительно рассказывать заклички и приговорки.

Средний уровень: Ребенок знает весенние праздники, но допускает ошибки  и исправляет их самостоятельно.

Низкий уровень: Ребенок справляется с заданием при помощи взрослого.

Раздел 6 – Природа Мордовского края

Высокий уровень: Ребенок знает и различает животных и растенияМордовского края. Знает произведения художественной литературы о природе родного края.

Средний уровень: Ребенок имеет знания о природе, но допускает ошибки и исправляет их самостоятельно.

Низкий уровень: Справляется с заданием только при помощи воспитателя.

 

VI. Список средств обучения

-методическая и  теоретическая литература;

-дидактический и раздаточный материал;

-пособия по народному творчеству;

-сценарии игр и праздников.

 

VII. Список использованной литературы

1.Киркина Е.Н. ,Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004г.

«Хрестоматия к программе  «Валдоня».

2.Карпушина Л.П., учебное пособие/ МО РМ,МРИО, Саранск, 2009 г.

«Освоение музыкального искусства Мордовии в ДОУ».

3.Позднякова Е.А. ,изд-во «Учитель», Волгоград, 2008г.

«Гражданское воспитание в ДОУ».

4.Тихонова М. В., изд-во «Детство – пресс», Санкт – Петербург, 2000.

«Красна изба…»

4.Шорыгина Т.А., изд-во ТЦ Сфера», Москва, 2011г.

«Наша Родина – Россия».

1 октября 2016 в 20:02