Персональный сайт педагога Костькиной Л.Ф.

Посиделки (развлечение в старшей группе)

 Цель: приобщение детей к истокам мордовской народной культуры.

Воспитательные задачи:

· познакомить с традициями мордовского народа.

· формировать интерес и любовь к народному творчеству.

· развивать духовный потенциал.

В зал входит ведущая (воспитатель в мордовском костюме), за ней девочки  в мордовских костюмах. Дети и ведущая садятся на деревянные лавки. На руках у девочек пяльцы с вышиванием, клубки ниток, спицы.

Воспитатель: В старину люди после трудового дня собирались вечерами вместе на веселые посиделки: пели любимые песни, водили хороводы, рукодельничали с шуткой, песней да весельем и работа спорится.

Песня « Лайме» (Черемуха)

Исполняют взрослые

1.Панжи, панжи

  Лайме порось

  Веле песа эрь тунда

  Ожу, ожу мазы моро

  Пороть колга ушедан

Припев:Вай, вай,  вай, вай

Сексенда учан кудат.

2.Азонца кинь тоса няень

  Кочкань лаймарень кудрят

  И аф кяшенца кинь эзда

  Сексенда учан кудат.

Входят мальчики. Они в рубашках навыпуск, отделанных яркой тесьмой. На руках – народные инструменты. Приплясывают. Затем подходят к девочкам, кланяются.

Мальчики: Шумбратада, стирнят! (рассаживаются).

Поют песню: « Авкай, молян» (Матушка, я иду.)

Ведущий: Издавна мордовский народ славился трудолюбием.

Дети читают пословицы:

« Дело мастера боится»

« Без дела жить – только небо коптить»

« Маленькое дело лучше большого безделья»

« Есть терпенье – будет и уменье»

« Кончил дело – гуляй смело»

Хоровод « Луганяса келунясь»

1.Идут – кружатся.

2.Руки на поясе идут к центру – кружатся.

3.Идут – кружатся топающим шагом.

4.Приставной шаг – кружатся.

( Дети садятся.)

Дети исполняют шутливые диалоги:

- Фидул, что губы надул?

- Кафтан прожег.

- Можно зашить.

- Да иглы нет.

- А велика ли дыра?

- Один ворот остался.

- Фома, что из леса не идешь?

- Да медведя поймал!

- Так веди сюда!

- Да он не идет!

- Так сам иди!

- Да он меня не пускает!

-Сынок, сходи за водицей на речку!

- Брюхо болит!

- Сынок, иди кашу есть!

- Что ж, раз мать велит – надо идти!

- Фома, у тебя в избе тепло?

- Тепло. На печи в шубе согреться можно!

Дети исполняют песню « Кафта церат» (Два парня)

1.Кафта церат тише лядихть,

  Кафта церат тише лядихть

  Тише лядихть, кума, тише лядихть.

  Тише лядихть, кума, тише лядихть.

2.Кафта стирнят мельгаст пурныхть,

  Кафта стирнят мельгаст пурныхть

  Мельгаст пурныхть, кума, мельгаст пурныхть.

  Мельгаст пурныхть, кума, мельгаст пурныхть.

3.Аде ялга эшелямо

  Аде ялга эшелямо

  Эшелямо, кума, эшелямо

  Эшелямо, кума, эшелямо.

4.Ков мольхтямо эшелямо

  Ков мольхтямо эшелямо

  Сура ляйняв, кума, Сура ляйняв

  Сура ляйняв, кума, Сура ляйняв.

5.Коса ащи Сура ляйнясь

  Коса ащи Сура ляйнясь.

  Мордовияса, кума, Мордовияса

  Мордовияса, кума, Мордовияса.

Игра « Содак вайгяльть?» (Узнай, чей голосок?)

Ваня, тон сейчас вирьсат,

Минь утькстядязь тонь, Ау!

Ну – ка сельмотнень конийть.

Содак, кие утьксты тейть?

Ну-ка, Ваня, ты в лесу,

Мы зовем тебя, Ау!

Ну-ка глазки закрывай.

Кто зовет тебя, узнай?

Девочки выходят плясать, исполняют мордовские частушки:

1.Ой спасиба шкайти

Нолдамазь райти,

А спасиба Советти

Удотам обедти.

2.Ох раз штоли

Монь тевозе моли

Моли, моли инголи

Кода сия пиндолды

3.Тячи якань вири пангс

Озань келу мокорь лангс

Сельмоняне сельмодихть

Гармонист залетка лангс.

4.Кштимонга маштан

Морамонга маштан.

Аньцек аяш етка

Вестьке афолень лотка.

Дети загадывают загадки:

1.Кядьфтома, пильгфтома,

  А седь строяй.(морозсь)

2.Аф алаша, а арды,

  Аф вирь. А унай.( поездсь)

3.Вете брат – а сембонь

  Фкя лемсна ( сурхне)

4.Кинь пиленза сяда оцюфт прянц коряс? (нумолть)

1.Без рук, без ног, а мосты строит. (мороз)

2.Ни лошадь, а едет, ни лес, а шумит? (поезд).

3.Пять братьев, а у всех одно имя, (пальцы).

4.У кого уши больше своей головы? (у зайца).

Дети исполняют мордовский танец

1.Идут в две шеренги

2.Кружатся топающим шагом

3.Идут на встречу

4.Кружатся топающим шагом

5.Мальчик-на колено, девочка отходит на четыре шага, затем подходит

6.Мальчик «кружит» девочку

7.Расходятся в маленькие кружочки, кружатся

8.Идут в центр, кружатся, уходят.

(Танец кончается. Дети встают полукругом. Воспитатель угощает детей конфетами, блинами.)

Ведущий: Закончили веселиться, пора и расходиться.

1 октября 2016 в 19:38

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.