Персональный сайт педагога Костькиной Л.Ф.
План работы кружка «Бабушкин сундучок»Принят: Утвержден: на педагогическом совете Приказ № __ от _______ 2015 г. протокол № 1 от 28.08.2015г. Заведующий МБДОУ«Центр развития ребенка- детский сад «Росинка» _____________________/ С.А. Гусарова/
План работы кружка «Бабушкин сундучок» в МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Росинка» на 2015-2016 учебный год (старшая группа)
Руководители: Костькина Л.Ф. Нижегородцева А.А.
г. Ковылкино, 2015 г. Утверждаю: Заведующий МБДОУ «Центр развития ребенка- Детский сад «Росинка» ---------------------/ С.А. Гусарова/
График работы кружка «Бабушкин сундучок» в МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Росинка» на 2015-2016 учебный год (старшая группа)
Список детей кружка «Бабушкин сундучок» старшей группы №4 на 2015-2016 учебный год (1-я подгруппа) Руководитель – Костькина Лариса Федоровна
1.Алиева Ася 2.Бобылев Дима 3.Гулягин Саша 4.Горчаков Рома 5.Илясов Влад 6.Мартышина Аня 7.Подвалкова Ангелина 8. Рачкова Маргарита 9.Чекашкина Таня 10. Хвастунова Соня (2-я подгруппа) Руководитель – Нижегородцева Альбина Александровна 1.Глазкова Таня 2.Глухов Рома 3.Зайцев Андрей 4.Илькаева Варя 5.Оськина Даша 6.Пантелеева Лера 7.Семенова Соня 8.Тюрькина Лера 9.Чекашкин Федя 10.Шишкаева Настя I. Пояснительная записка. Мордовское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и современной формой. Оно постоянно изучается и к нему постоянно обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Использование произведений устного народного творчества позволяет успешно осуществлять эстетическое и нравственное воспитание ребёнка. Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаешь смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и интересовало мордовских людей, чем они занимались, как трудились, о чём мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времён, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам поможет фольклор: ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского и мордовского народов, их мысли, чувства переживания. Цель программы:формирование общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста на основе приобщения к культурному наследию русского и мордовского народов. Задачи программы. 1. Формирование этнокультурного менталитета у детей дошкольного возраста на лучших традициях национальной культуры. 2. Развитие познавательного интереса, любознательности, эмоционально-художественной отзывчивости к культурному наследию русского и мордовского народов. 3. Побуждение детей к творческой самореализации в повседневной жизни в процессе приобщения к культурному наследию русского и мордовского народов. В своей работе мы опираемся на следующие научные принципы: - принцип развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка.Развивающий характер обучения реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития; - соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»; - обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста. Художественная литература и устное народное творчество издавна служит важным средством воспитания детей дошкольного возраста. Мордовская художественная литература и фольклор несут в себе черты национальных традиций, а также содержат много информации о родном крае, верованиях, культуре мордовского народа, что, в свою очередь побуждает детей наблюдать, размышлять, активно пополняя тем самым словарный запас ребёнка. Очень важно готовить детей к восприятию фольклорного произведения. Для этого им показываю различные национальные изделия, иллюстрации национальныхкостюмов, мордовской избы; мордовский орнамент, вышивку, деревянные игрушки; экскурсии в музей. Детям рассказываю о различных мордовских праздниках, национальных традициях и обрядах, указывая на роль фольклорных произведений в них. Дошкольный возраст – первоначальный этап освоения детьми норм бесписьменной традиции. Он характеризуется интуитивным уровнем постижения фольклора. Поэтому главная задача педагога на данном этапе состоит в том, чтобы познакомить детей с небольшим количеством мордовских народных песен различных жанров, развить образное художественное мышление и интонационно-ладовый слух. Детям дошкольного возраста наиболее доступны для исполнения календарно-обрядовые песни-заклички, колядки, а также игровые, шуточные, хороводные песни. Произведения детского музыкального фольклора – прибаутки, потешки, пестушки больше похожи не на песни а на творческие задания-упражнения, направленные на развитие дикции, ритмического чувства, закрепление интонационно-попевочного словаря. Главная их цель – в ходе забавной игры подготовить ребёнка к познанию окружающего мира. Мордовские подвижные игры содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции и имеют огромное значение для всестороннего и гармоничного воспитания детей дошкольного возраста. Одним из условий успешного внедрения мордовских подвижных игр в жизнь детей дошкольного возраста является глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также умелое руководство игрой. Педагогическая наблюдательность позволяет вдумчиво выбирать методы руководства игровой деятельности, корректировать поведение детей и своё собственное, добиваться достижения общей цели, создавать радостную доброжелательную атмосферу. Важным аспектом воспитания ребёнка дошкольника является развитие тех качеств личности, которые определяют его отношение к родному краю, обществу. Эта задача решается во многих видах деятельности детей дошкольного возраста, в том числе и при ознакомлении с окружающим миром. Углубляя представления об окружающем мире, детям даются элементарные сведения о республике, в которой они проживают. Важным моментом при знакомстве с национальными особенностями края является посещение краеведческого музея. Очень важной и плодотворной формой работы является Фольклорный праздник. Именно он создает условия, наиболее приближенные к естественному бытованию фольклора. Формы проведения праздника разнообразны: посиделки, инсценировки, концерты. Подобная форма работы интересна еще и потому, что на празднике не бываетпассивных зрителей: каждый из присутствующих вовлечен в песню, танец, игру. Важным является и подготовка к празднику, когда дети совместно с родителями украшают группу, создают костюмы, атрибуты праздника. Занятия проводятся в игровой форме. Количество детей в группах – 10 человек. Такая группа является оптимальной для организации игровой деятельности и создания творческой атмосферы на занятиях. Занятия проходят один час в неделю. Ожидаемые результаты:
Формы работы кружка: - тематические занятия; -беседы; -экскурсии; -дидактические игры; -сюжетно-ролевые игры; -чтение художественной литературы; -совместные досуги детей и родителей . II. Содержание учебной программы
III. Перспективный план работы кружка «Бабушкин сундучок» на 2015-2016 учебный год
IV. Требования к уровню подготовки воспитанников
V. Способы проверки знаний, умений и навыков Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год – сентябрь (вводный), май (итоговый). 1. Раздел 1 - Быт и традиции Высокий уровень: ребенок самостоятельно без помощи взрослого рассказывает о быте, обычаях русского и мордовского народа. Умеет самостоятельно различать русский народный и мордовский народный костюмы. Средний уровень: ребенок справляется с заданием, допускает ошибки, но исправляет их самостоятельно. Низкий уровень: ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 2.Раздел 2 – Народные промыслы Высокий уровень: Ребенок самостоятельно рассказывает об особенностях создания дымковской, филимоновской игрушки и русской матрешки. Умеет различать и называть образцы хохломской, жостовской и гжельской росписи. Средний уровень: При выполнении задания ребенок допускает ошибки, но исправляет их самостоятельно. Низкий уровень: Ребенок различает народные промыслы только при помощи наводящих вопросов. Раздел 3 – Устное народное творчество. Высокий уровень: Знает произведения устного народного творчества, различает их, выразительно декламирует. Средний уровень:Знает некоторые произведения устного народного творчества, различает их , но выразительно не рассказывает. Низкий уровень: Затрудняется в различении произведений устного народного творчества и в выразительном их исполнении. Раздел 4 – Зимние праздники на Руси. Высокий уровень: Знает основные праздники народного календаря. Рассказывает об истории возникновения старинных обычаев и календарных приметах. Средний уровень: Ребенок рассказывает о праздниках, но допускает ошибки и исправляет их самостоятельно. Низкий уровень: Ребенок затрудняется с выполнением задания и отвечает только по вопросам воспитателя. Раздел 5 – Весенние праздники. Высокий уровень: Знает основные весенние праздники. Знает традиции их празднования. Умеет выразительно рассказывать заклички и приговорки. Средний уровень: Ребенок знает весенние праздники, но допускает ошибки и исправляет их самостоятельно. Низкий уровень: Ребенок справляется с заданием при помощи взрослого. Раздел 6 – Природа Мордовского края Высокий уровень: Ребенок знает и различает животных и растенияМордовского края. Знает произведения художественной литературы о природе родного края. Средний уровень: Ребенок имеет знания о природе, но допускает ошибки и исправляет их самостоятельно. Низкий уровень: Справляется с заданием только при помощи воспитателя.
VI. Список средств обучения -методическая и теоретическая литература; -дидактический и раздаточный материал; -пособия по народному творчеству; -сценарии игр и праздников.
VII. Список использованной литературы 1.Киркина Е.Н. ,Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004г. «Хрестоматия к программе «Валдоня». 2.Карпушина Л.П., учебное пособие/ МО РМ,МРИО, Саранск, 2009 г. «Освоение музыкального искусства Мордовии в ДОУ». 3.Позднякова Е.А. ,изд-во «Учитель», Волгоград, 2008г. «Гражданское воспитание в ДОУ». 4.Тихонова М. В., изд-во «Детство – пресс», Санкт – Петербург, 2000. «Красна изба…» 4.Шорыгина Т.А., изд-во ТЦ Сфера», Москва, 2011г. «Наша Родина – Россия». 1 октября 2016 в 20:02
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.